Инновационная и экспериментальная деятельность
Реализация модуля познавательно исследовательской деятельности "Наураша в стране Наурандии"
Формирование познавательно-исследовательской активности в лаборатории «Наураша в стране Наурандии» наилучшим образом соответствует социально-педагогическим целям развития дошкольников, освоению способов познания через открытия. При изучении блоков - тем, предусмотренных лабораторией, развивается образное и конкретное мышление; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
Цифровая лаборатория работает в детском саду с 2018 года. В этом 2021-2022 учебном году лабораторию запустили в старшей группе комбинированной направленности «Солнышко» и подготовительной к школе группе «Незабудки».
Два раза в неделю в соответствии с тематикой мы с детьми погружались в мир исследований и открытий. Занятия организовывались в форме научно-исследовательской лаборатории с использованием цифрового мультимедийного комплекса «Наураша в стране Наурандии», состояли из познавательной и практической части, фиксацией опытов, заканчивались релаксацией и выводами.
По теме недели «В мире опытов, экспериментов», дети знакомились с модулем «Температура», раскрывали само понятие, ставили проблемы, например, почему чай горячий, а лед холодный, откуда мама знает, что ребенок болен? Дети рассматривали различные градусники, измеряли температуру комнатной и ледяной воды, своего тела, узнавали, что такое ноль градусов, изготавливали термометр и зарисовывали шкалу градусов.
По теме недели «В здоровом теле – здоровый дух!» работали с модулем «Пульс». Дети обогащали свои представления об устройстве и функционировании человеческого организма, учились измерять пульс, отвечали на вопросы, почему у разных людей разный пульс, когда сердце бьется чаще?, измеряли вес тела утром и вечером.
Знакомя детей с понятием сила, использовали модуль «Сила», где сравнивали свою силу рук при сжимании предметов, армрестлинге и надувании воздушного шарика.
Планируя тему недели «Весна - красна», дети знакомились с условиями жизни растений, способами их размножения, связи между состоянием растения и условиями окружающей среды. В лаборатории работали с модулем «Свет», опираясь на уже известные ребенку понятия «светло и темно», задавали вопросы, всем ли нужен свет, как освещение влияет на жизнь растений и животных. Рассматривали под цифровым микроскопом жилкование листа.
По теме недели «Загадочный космос» изучали модуль «Магнитное поле»,где дети наглядно познакомились с понятием магнитизм, плоским и кольцевым магнитами, узнали, что такое магнитное поле земли.
Работая с модулем «Звук» по теме недели «Подводный мир», дети рассуждали, почему важна тишина на глубине моря?, измеряли силу звука различными музыкальными инструментами.
Таким образом, работая в лаборатории, ребенок не только получает знания о явлениях природы и предметного мира, но и возможность самостоятельно или при помощи взрослого действовать с приборами для измерений и объектами-индикаторами, получать бесценный практический опыт.