Модель психологической службы

Модель психологической службы (далее модель) ТМБ ДОУ «Центр развития ребенка - детский сад «Белоснежка» нацелена на обеспечение возможности получения адресной психологической помощи отдельным целевым группам детей из семей:

  • ветеранов (участников) специальной военной операции;
  • ставших свидетелями военных действий;
  • переживших потерю близких;
  • с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), инвалидностью;
  • с отклоняющимся поведением .

При создании модели, несмотря на имеющиеся ресурсы психолого-педагогического сопровождения, выявлено  наличие объективных проблем:

  • недостаточная информированность родителей о специфики получения психологической помощи в рамках образовательного учреждения;
  • уровень компетенций у педагогических работников и обслуживающего персонала для сопровождения воспитанников и членов их семей на недостаточном уровне;
  • взаимодействие между образовательными учреждениями с целью обмена опытом и пополнения методической копилки педагогов новыми эффективными методами и методиками работы;

Основные принципы

Модель базируется на основных принципах:

  • обеспечения единства деятельности;
  • защиты прав и интересов ребёнка;
  • профессионализма сотрудников;
  • деятельности в соответствии нормативно-правовым требованиям;
  • результативности;
  • непрерывности сопровождения.

Цель модели: развитие условий для психолого - ­педагогического сопровождения обеспечение возможности получения адресной психологической помощи.

Ценностно-целевой компонент модели включает основные задачи:

  • создать психологически безопасную образовательную среду;
  • обновить психолого - педагогические условия, направленные на сохранение и поддержание психического здоровья воспитанников;
  • организовать психолого-педагогическую помощь (в том числе и консультативную) участникам образовательного процесса;
  • формировать психологическую культуру через содействие профессиональному и личностному развитию педагогов и родителей.

Деятельность психологической службы

Деятельность психологической службы образовательной организации  выстроена на основании:

  • Концепции развития психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Минпросвещения России от 20.05.2022;
  • методическими рекомендациями по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях, утвержденными распоряжением Минпросвещения России от 28.12.2020 № Р-193;
  • плана мероприятий по реализации Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации 11.05.2018;
  • приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2015 № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»;
  • приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико- педагогической комиссии»;
  • федеральных государственных образовательных стандартов;
  • распоряжения Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2020 № Р-193 «Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях»;
  • распоряжения Министерства просвещения Российской Федерации от 09.09.2019 № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»;
  • распоряжения Министерства просвещения Российской Федерации от 06.08.2020 № Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»;
  • организационно-функциональной модели психологической службы в системе образования Красноярского края и планом мероприятий по развитию психологической службы в системе общего и профессионального образования на территории Красноярского края до 2025 года;
  • планом мероприятий по развитию психологической службы в системе общего и профессионального образования на территории Красноярского края до 2025 года от 11.05.2022 года;
  • организационно-функциональная модели психологической службы в системе образования Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, утвержденной приказом Управления образования от 10.05.2023 № 411;
  • Устава дошкольного учреждения;
  • положения о психологической службе ДОУ;
  • положения о психолого-педагогическом консилиуме;
  • положения о порядке приема на обучение;
  • регламента «О порядке действий должностных лиц дошкольного учреждения в случаях выявления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и семей, находящихся в социально-опасном положении»;
  • перспективного плана работы психологической службы.

Реализация модели

Реализация модели в дошкольном учреждении происходит через:

  • психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, направленного на развитие воспитанников, сохранение, укрепление их психического здоровья для успешной социализации;
  • психолого-педагогическую помощь (в том числе профилактическая, консультативная) и поддержку всех участников образовательных отношений;
  • консультативную поддержку педагогического коллектива по вопросам организации, выбора способов и методов построения деятельности используя индивидуальный и дифференцированный подходы;
  • разработку нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность психологической службы в образовательной организации;
  • проектирование психологически безопасной образовательной среды;
  • содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;
  • профилактики и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также в развитии детей;
  • создание условий для сохранения и укрепления психофизического здоровья и эмоционального благополучия детей;
  • подготовку детей к новой социальной ситуации развития;
  • изучение индивидуальных особенностей детей целевых групп;
  • оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах и специальных формах организации деятельности;
  • на снижение негативных проявлений в следствии пережитых жизненных ситуаций.

Структура психологической службы

Для функционирования психологической службы  в детском саду организована деятельность следующих структур:

  • психолого-педагогический консилиум, который направлен на создание оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения;
  • психолого - педагогическая служба по сопровождению семей группы риска, семей находящихся в социально-опасном положении и детей оставшихся без попечения родителей направлена на организацию системы работы по оказанию практической помощи  семьям через вовлечение их в различные формы взаимодействия;
  • психолого - педагогическая группа по сопровождению детей ветеранов (участников) специальной военной операции, направленная на оказание  детям необходимой психологической помощи.

Модель представлена несколькими компонентами, обеспечивающими ее функционирование и развитие: управленческий, структурно-функциональный, результативный.

Управленческий компонент

Модель  психологической  службы  разработана  на основании  основной  образовательной программы дошкольного учреждения, в соответствии федеральной основной образовательной программой дошкольного образования и федеральными государственными стандартами дошкольного образования.

Деятельность психологической службы выстроена за счет организации равномерного распределения функциональных обязанностей специалистов посредством должностных инструкций ТМБ ДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Белоснежка».

Заведующим осуществляется контроль  за  реализацией  модели психологической службы дошкольного учреждения.

Старшие воспитатели координируют деятельность: педагогов  дошкольного учреждения; специалистов психолого-педагогического консилиум по разработке и реализации образовательных программ дошкольного образования.

Учителя-логопеды  - определяют уровень нарушения речевого развития, оформляет заключение; разрабатывают программы коррекционного обучения для детей, нуждающихся в логопедической помощи; проводят подгрупповые и индивидуальные занятия по коррекции речевых нарушений у детей; проводят консультативную и просветительскую работу с педагогами дошкольного учреждения, родителями (законными представителями).

Педагоги - психологи  - устанавливают актуальный уровень когнитивного развития ребенка; определяют зону ближайшего развития; выявляют особенности эмоционально-волевой сферы, личностные особенности детей, характер взаимодействия со сверстниками и взрослыми; определяют направления, характер коррекционно - развивающей работы с детьми; проводят консультативную и просветительскую работу с педагогами, родителями (законными представителями).

Воспитатели  - организуют развивающую среду в соответствии с необходимыми требованиями для всех участников образовательного процесса; создают и поддерживают эмоционально-комфортную среду в группе; применяют технологии обучения и воспитания, отвечающие задачам развития всех детей; проводят консультативную и просветительскую работу с коллегами, родителями (законными представителями); проводят обучающие семинары, мастер-классы с родителями.

Инструкторы по ФК   - организуют физкультурно-образовательную деятельность; реализуют программы дополнительного образования для нуждающихся детей.

Музыкальные руководители - проводят работу, направленную на реализацию задач эстетического воспитания, реализуют программу дополнительного образования для детей; реализуют задачи эстетического воспитания.

Образовательный процесс в дошкольном учреждении осуществляется на основе реализации: основной образовательной программы дошкольного образования; адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с  тяжелыми нарушениями речи и адаптированных образовательных программ по нозологиям: расстройство аустического спектора, задержка психического развития.  Психолого - педагогический консилиум (ППк) создан для проведения психолого-педагогической оценки развития ребенка, создания специальных условий через реализацию общеразвивающей и адаптированной образовательных программ, а также оценки результативности выбранных методов и технологий помощи ребенку, динамики развития ребенка в учреждении.

Структурно-функциональный компонент модели  психолого – педагогической  службы состоит из 4 модулей:

1 модуль  Проектирование безопасной образовательной среды включает в себя:

  • организацию безопасного психологически комфортного образовательного пространства;
  • сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
  • обеспечение доступного информационного поля.

2 модуль направлен на:

  • создание психолого-педагогических и методических условий реализации основных и дополнительных программ;
  • обеспечение эффективного взаимодействия членов психологической службы;
  • психолого-педагогического сопровождения образовательных и коррекционных программ;
  •  развитие способностей воспитанников с учётом их потребностей и возможностей.

 3 модуль  включает деятельность:

  • оказание психолого-педагогической помощи всем целевым группам;
  • повышение социально-психологической компетентности у педагогов, обслуживающего персонала;
  • обеспечение непрерывности систематического сопровождения воспитанников разных категорий;
  • адресное решение проблемных ситуаций;
  • организацию консультативной поддержки, информационного сопровождения родителей (законных представителей).

4 модуль  включает в себя:

  • активизацию административного ресурса;
  • разработку нормативно-правовой базы модели;
  • распределение функциональных обязанностей специалистов;
  • повышение профессиональной компетентности специалистов, реализация индивидуальных образовательных маршрутов;
  • материально-техническое обеспечение;
  • организацию участия семей воспитанников в непрерывном психолого-педагогическом сопровождении и образовательном процессе.

Для повышения эффективности и результативности при сопровождении участников образовательного процесса службами дошкольного учреждения используются формы:

  • диагностика  - изучение индивидуальных особенностей и познавательных способностей, обучающихся с целью выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии, в межличностных отношениях; выявление одаренных детей и др. (анкетирование, наблюдение, тестирование;
  • просвещение, повышение компетентности  – формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития, повышение психологической культуры педагогов и родителей (беседы, семинары, выставки, подборки материала и прочее).
  • консультирование  – оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в выявлении причин различных психологических проблем, их анализ и решение; оказание помощи в формировании новых установок и принятии собственных решений (индивидуальная и групповая работа).
  • развитие и коррекция  – деятельность, направленная на создание условий для повышения возможностей и решения конкретных проблем (индивидуальная, подгрупповая деятельность, обучающие встречи и прочее),
  • адаптация  – сопровождение семей в процессе консультативной и коррекционной работы с ними, конструирование адаптивных моделей поведения и социальных взаимодействий, обеспечивающих наиболее полную социализацию и интеграцию в общество;
  • профилактика  – целенаправленная систематическая деятельность по предупреждению возможных психологических проблем развития. Данная деятельность направлена на сохранение, укрепление и развитие психического здоровья воспитанников (может быть реализована в форме разработки развивающих программ для детей разных целевых групп; совместная работа всех членов психолого-педагогической службы).  

Работа по усовершенствованию навыков психологической и информационной помощи педагогических кадров и обслуживающего персонала является неотъемлемой частью деятельности психологической службы, для этого определены приоритетные задачи:

  • ознакомить педагогов с особенностями и закономерностями развития социально-эмоциональной сферы детей раннего и дошкольного возраста;
  • обучить адекватным способам взаимодействия с детьми при оказании адресной помощи;
  • помочь создать условия, способствующие повышению эмоционального комфорта в группе и стимулирующие развитие эмоционально-положительных сторон личности ребенка.

Для  реализации задач используются следующие формы работы с педагогами:

  • консультации по ознакомлению с индивидуальными особенностями детей и выработке единой стратегии воспитания;
  • семинары-практикумы, тренинги;
  • эффективное педагогическое общение в ходе круглых столов, методических совещаниях;
  • приемы изотерапии, ауторелаксации, музыкотерапии, пескотеапии;
  • использование упражнений-медитации, медитаций-визуализаций.

Выстроенная деятельность, таким образом, способствует повышению чувства эмоционального комфорта у педагогов и развитию у них развитию компетенций по психологическому сопровождению воспитанников и их семей.

Результативный компонент.

Оценка эффективности психолого - педагогического сопровождения в  дошкольном учреждении отслеживается через:

  • мониторинговые мероприятия (на разных уровнях);
  • рефлексивно - аналитические мероприятия (опросники, анкеты, результаты диагностики и их анализ);
  • повышение эффективности функционирования психолого-педагогической службы с учетом результатов мониторингов, анкетирования;
  • быстрое реагирование на обращения и запросы родителей (законных представителей);
  • наличие комфортной и психологически безопасной образовательной среды;
  • коррекционной работы по устранению дефицитов у детей и членов их семей;
  • создание комплексной системы сопровождения ребенка через совместную деятельность педагогов и родителей;
  • возникновение стабильной компетенции у педагогов (специалистов) по осуществлению самоанализа и самооценки собственной деятельности в рамках поставленных целей и задач;
  • обеспечение доступности получения психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений, осуществляется через специально организованные мероприятия.

В рамках реализации модели психологической службы разработан и утверждён перспективный план мероприятий по работе психологической службы.

Созданная система психологического  сопровождения помогает оказывать  своевременную квалифицированную консультативно-методическую, психодиагностическую, психокоррекционную помощь детям, родителям по вопросам получения адресной психологической помощи.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie