Модель психологической службы
Модель психологической службы (далее модель) ТМБ ДОУ «Центр развития ребенка - детский сад «Белоснежка» нацелена на обеспечение возможности получения адресной психологической помощи отдельным целевым группам детей из семей:
- ветеранов (участников) специальной военной операции;
- ставших свидетелями военных действий;
- переживших потерю близких;
- с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), инвалидностью;
- с отклоняющимся поведением .
При создании модели, несмотря на имеющиеся ресурсы психолого-педагогического сопровождения, выявлено наличие объективных проблем:
- недостаточная информированность родителей о специфики получения психологической помощи в рамках образовательного учреждения;
- уровень компетенций у педагогических работников и обслуживающего персонала для сопровождения воспитанников и членов их семей на недостаточном уровне;
- взаимодействие между образовательными учреждениями с целью обмена опытом и пополнения методической копилки педагогов новыми эффективными методами и методиками работы;
Основные принципы
Модель базируется на основных принципах:
- обеспечения единства деятельности;
- защиты прав и интересов ребёнка;
- профессионализма сотрудников;
- деятельности в соответствии нормативно-правовым требованиям;
- результативности;
- непрерывности сопровождения.
Цель модели: развитие условий для психолого - педагогического сопровождения обеспечение возможности получения адресной психологической помощи.
Ценностно-целевой компонент модели включает основные задачи:
- создать психологически безопасную образовательную среду;
- обновить психолого - педагогические условия, направленные на сохранение и поддержание психического здоровья воспитанников;
- организовать психолого-педагогическую помощь (в том числе и консультативную) участникам образовательного процесса;
- формировать психологическую культуру через содействие профессиональному и личностному развитию педагогов и родителей.
Деятельность психологической службы
Деятельность психологической службы образовательной организации выстроена на основании:
- Концепции развития психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Минпросвещения России от 20.05.2022;
- методическими рекомендациями по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях, утвержденными распоряжением Минпросвещения России от 28.12.2020 № Р-193;
- плана мероприятий по реализации Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации 11.05.2018;
- приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2015 № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»;
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико- педагогической комиссии»;
- федеральных государственных образовательных стандартов;
- распоряжения Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2020 № Р-193 «Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях»;
- распоряжения Министерства просвещения Российской Федерации от 09.09.2019 № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»;
- распоряжения Министерства просвещения Российской Федерации от 06.08.2020 № Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»;
- организационно-функциональной модели психологической службы в системе образования Красноярского края и планом мероприятий по развитию психологической службы в системе общего и профессионального образования на территории Красноярского края до 2025 года;
- планом мероприятий по развитию психологической службы в системе общего и профессионального образования на территории Красноярского края до 2025 года от 11.05.2022 года;
- организационно-функциональная модели психологической службы в системе образования Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, утвержденной приказом Управления образования от 10.05.2023 № 411;
- Устава дошкольного учреждения;
- положения о психологической службе ДОУ;
- положения о психолого-педагогическом консилиуме;
- положения о порядке приема на обучение;
- регламента «О порядке действий должностных лиц дошкольного учреждения в случаях выявления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и семей, находящихся в социально-опасном положении»;
- перспективного плана работы психологической службы.
Реализация модели
Реализация модели в дошкольном учреждении происходит через:
- психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, направленного на развитие воспитанников, сохранение, укрепление их психического здоровья для успешной социализации;
- психолого-педагогическую помощь (в том числе профилактическая, консультативная) и поддержку всех участников образовательных отношений;
- консультативную поддержку педагогического коллектива по вопросам организации, выбора способов и методов построения деятельности используя индивидуальный и дифференцированный подходы;
- разработку нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность психологической службы в образовательной организации;
- проектирование психологически безопасной образовательной среды;
- содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;
- профилактики и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также в развитии детей;
- создание условий для сохранения и укрепления психофизического здоровья и эмоционального благополучия детей;
- подготовку детей к новой социальной ситуации развития;
- изучение индивидуальных особенностей детей целевых групп;
- оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах и специальных формах организации деятельности;
- на снижение негативных проявлений в следствии пережитых жизненных ситуаций.
Структура психологической службы
Для функционирования психологической службы в детском саду организована деятельность следующих структур:
- психолого-педагогический консилиум, который направлен на создание оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения;
- психолого - педагогическая служба по сопровождению семей группы риска, семей находящихся в социально-опасном положении и детей оставшихся без попечения родителей направлена на организацию системы работы по оказанию практической помощи семьям через вовлечение их в различные формы взаимодействия;
- психолого - педагогическая группа по сопровождению детей ветеранов (участников) специальной военной операции, направленная на оказание детям необходимой психологической помощи.
Модель представлена несколькими компонентами, обеспечивающими ее функционирование и развитие: управленческий, структурно-функциональный, результативный.
Управленческий компонент
Модель психологической службы разработана на основании основной образовательной программы дошкольного учреждения, в соответствии федеральной основной образовательной программой дошкольного образования и федеральными государственными стандартами дошкольного образования.
Деятельность психологической службы выстроена за счет организации равномерного распределения функциональных обязанностей специалистов посредством должностных инструкций ТМБ ДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Белоснежка».
Заведующим осуществляется контроль за реализацией модели психологической службы дошкольного учреждения.
Старшие воспитатели координируют деятельность: педагогов дошкольного учреждения; специалистов психолого-педагогического консилиум по разработке и реализации образовательных программ дошкольного образования.
Учителя-логопеды - определяют уровень нарушения речевого развития, оформляет заключение; разрабатывают программы коррекционного обучения для детей, нуждающихся в логопедической помощи; проводят подгрупповые и индивидуальные занятия по коррекции речевых нарушений у детей; проводят консультативную и просветительскую работу с педагогами дошкольного учреждения, родителями (законными представителями).
Педагоги - психологи - устанавливают актуальный уровень когнитивного развития ребенка; определяют зону ближайшего развития; выявляют особенности эмоционально-волевой сферы, личностные особенности детей, характер взаимодействия со сверстниками и взрослыми; определяют направления, характер коррекционно - развивающей работы с детьми; проводят консультативную и просветительскую работу с педагогами, родителями (законными представителями).
Воспитатели - организуют развивающую среду в соответствии с необходимыми требованиями для всех участников образовательного процесса; создают и поддерживают эмоционально-комфортную среду в группе; применяют технологии обучения и воспитания, отвечающие задачам развития всех детей; проводят консультативную и просветительскую работу с коллегами, родителями (законными представителями); проводят обучающие семинары, мастер-классы с родителями.
Инструкторы по ФК - организуют физкультурно-образовательную деятельность; реализуют программы дополнительного образования для нуждающихся детей.
Музыкальные руководители - проводят работу, направленную на реализацию задач эстетического воспитания, реализуют программу дополнительного образования для детей; реализуют задачи эстетического воспитания.
Образовательный процесс в дошкольном учреждении осуществляется на основе реализации: основной образовательной программы дошкольного образования; адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи и адаптированных образовательных программ по нозологиям: расстройство аустического спектора, задержка психического развития. Психолого - педагогический консилиум (ППк) создан для проведения психолого-педагогической оценки развития ребенка, создания специальных условий через реализацию общеразвивающей и адаптированной образовательных программ, а также оценки результативности выбранных методов и технологий помощи ребенку, динамики развития ребенка в учреждении.
Структурно-функциональный компонент модели психолого – педагогической службы состоит из 4 модулей:
1 модуль Проектирование безопасной образовательной среды включает в себя:
- организацию безопасного психологически комфортного образовательного пространства;
- сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
- обеспечение доступного информационного поля.
2 модуль направлен на:
- создание психолого-педагогических и методических условий реализации основных и дополнительных программ;
- обеспечение эффективного взаимодействия членов психологической службы;
- психолого-педагогического сопровождения образовательных и коррекционных программ;
- развитие способностей воспитанников с учётом их потребностей и возможностей.
3 модуль включает деятельность:
- оказание психолого-педагогической помощи всем целевым группам;
- повышение социально-психологической компетентности у педагогов, обслуживающего персонала;
- обеспечение непрерывности систематического сопровождения воспитанников разных категорий;
- адресное решение проблемных ситуаций;
- организацию консультативной поддержки, информационного сопровождения родителей (законных представителей).
4 модуль включает в себя:
- активизацию административного ресурса;
- разработку нормативно-правовой базы модели;
- распределение функциональных обязанностей специалистов;
- повышение профессиональной компетентности специалистов, реализация индивидуальных образовательных маршрутов;
- материально-техническое обеспечение;
- организацию участия семей воспитанников в непрерывном психолого-педагогическом сопровождении и образовательном процессе.
Для повышения эффективности и результативности при сопровождении участников образовательного процесса службами дошкольного учреждения используются формы:
- диагностика - изучение индивидуальных особенностей и познавательных способностей, обучающихся с целью выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии, в межличностных отношениях; выявление одаренных детей и др. (анкетирование, наблюдение, тестирование;
- просвещение, повышение компетентности – формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития, повышение психологической культуры педагогов и родителей (беседы, семинары, выставки, подборки материала и прочее).
- консультирование – оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в выявлении причин различных психологических проблем, их анализ и решение; оказание помощи в формировании новых установок и принятии собственных решений (индивидуальная и групповая работа).
- развитие и коррекция – деятельность, направленная на создание условий для повышения возможностей и решения конкретных проблем (индивидуальная, подгрупповая деятельность, обучающие встречи и прочее),
- адаптация – сопровождение семей в процессе консультативной и коррекционной работы с ними, конструирование адаптивных моделей поведения и социальных взаимодействий, обеспечивающих наиболее полную социализацию и интеграцию в общество;
- профилактика – целенаправленная систематическая деятельность по предупреждению возможных психологических проблем развития. Данная деятельность направлена на сохранение, укрепление и развитие психического здоровья воспитанников (может быть реализована в форме разработки развивающих программ для детей разных целевых групп; совместная работа всех членов психолого-педагогической службы).
Работа по усовершенствованию навыков психологической и информационной помощи педагогических кадров и обслуживающего персонала является неотъемлемой частью деятельности психологической службы, для этого определены приоритетные задачи:
- ознакомить педагогов с особенностями и закономерностями развития социально-эмоциональной сферы детей раннего и дошкольного возраста;
- обучить адекватным способам взаимодействия с детьми при оказании адресной помощи;
- помочь создать условия, способствующие повышению эмоционального комфорта в группе и стимулирующие развитие эмоционально-положительных сторон личности ребенка.
Для реализации задач используются следующие формы работы с педагогами:
- консультации по ознакомлению с индивидуальными особенностями детей и выработке единой стратегии воспитания;
- семинары-практикумы, тренинги;
- эффективное педагогическое общение в ходе круглых столов, методических совещаниях;
- приемы изотерапии, ауторелаксации, музыкотерапии, пескотеапии;
- использование упражнений-медитации, медитаций-визуализаций.
Выстроенная деятельность, таким образом, способствует повышению чувства эмоционального комфорта у педагогов и развитию у них развитию компетенций по психологическому сопровождению воспитанников и их семей.
Результативный компонент.
Оценка эффективности психолого - педагогического сопровождения в дошкольном учреждении отслеживается через:
- мониторинговые мероприятия (на разных уровнях);
- рефлексивно - аналитические мероприятия (опросники, анкеты, результаты диагностики и их анализ);
- повышение эффективности функционирования психолого-педагогической службы с учетом результатов мониторингов, анкетирования;
- быстрое реагирование на обращения и запросы родителей (законных представителей);
- наличие комфортной и психологически безопасной образовательной среды;
- коррекционной работы по устранению дефицитов у детей и членов их семей;
- создание комплексной системы сопровождения ребенка через совместную деятельность педагогов и родителей;
- возникновение стабильной компетенции у педагогов (специалистов) по осуществлению самоанализа и самооценки собственной деятельности в рамках поставленных целей и задач;
- обеспечение доступности получения психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений, осуществляется через специально организованные мероприятия.
В рамках реализации модели психологической службы разработан и утверждён перспективный план мероприятий по работе психологической службы.
Созданная система психологического сопровождения помогает оказывать своевременную квалифицированную консультативно-методическую, психодиагностическую, психокоррекционную помощь детям, родителям по вопросам получения адресной психологической помощи.