Практика реализации инклюзивного образования
На протяжении ряда лет детский сад является базовой площадкой инклюзивного образования на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района. Для того, чтобы понять, как мы выстраиваем процесс инклюзивного образования, мы попробуем ответить для Вас на несколько вопросов.
Самый, пожалуй, главный вопрос, с чего всё начинается?
В детском саду действует система раннего выявления детей с особыми образовательными потребностями, представленная в Модели инклюзивного образования.
Как только воспитатель выявляет особенности в развитии у ребенка (по результатам обследования нервно-психического развития/по результатам мониторинга освоения ООП ДО/ по результатам адаптации ребенка к условиям ДОУ, по результатам наблюдений за поведением ребенка), он знакомит родителей с результатами обследования и предлагает получить консультации специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда, педагога-психолога). Важно, что инициатором может стать и родитель.
Воспитатель записывает ребенка на заседание ППк в «Журнале записи воспитанников на ППк». После чего специалисты при письменном согласии родителя (законного представителя) проводят комплексную диагностику. Записывают результаты диагностики в «Журнале регистрации результатов обследования воспитанников специалистами ППк».
Как действует Консилиум?
Далее родитель приглашается на заседание Консилиума, на котором рассматриваются результаты комплексного обследования ребенка, определяются дальнейшие действия психолого-педагогического сопровождения:
- консилиум рекомендует воспитателю сопровождать ребенка на основании индивидуального образовательного маршрута с включением родителей в образовательную деятельность;
- консилиум предлагает родителям (законным представителям) пройти Территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию с целью определения специальных условий для получения ребенком дошкольного образования.
Важно! Решение Консилиума фиксируется в коллегиальном заключении.
Каковы дальнейшие действия родителя?
После того, как родитель приносит в детский сад коллегиальное заключение ТПМПК (если ребенок-инвалид, то родитель приносит справку МСЭ и ИПРА), он заполняет письменное заявление на обучение по Адаптированной образовательной программе дошкольного образования, рекомендуемой ТПМПК. Издается приказ на обучение ребенка по АОП ДО в группе комбинированной направленности. Для ребенка - инвалида, приказ о невзимании родительской платы.
Следующий наш шаг - это создание для него специальных условий.
Какие условия для сопровождения ребенка с ОВЗ мы создаем?
Во-первых, кадровые условия мы уже создали. Все воспитатели комбинированных групп - это педагоги, имеющие курсы повышения квалификации по теме: "Организация психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования", первую или высшую квалификационные категории. Учителя-логопеды прошли профессиональную переподготовку по профилю "Учитель-дефектолог".
Во - вторых, это психолого-педагогические условия.
Следующий шаг - разработка Программы. Специалисты службы психолого-педагогического сопровождения, рекомендуемые КЗ ТПМПК, диагностируют ребенка и совместно с воспитателями разработают Адаптированную образовательную программу дошкольного образования для ребенка в соответствии с нозологической группой на основании примерной Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с определенной нозологией, основной образовательной программы дошкольного образования, примерных комплексных программ и методических рекомендаций.
Важно! АОП ДО мы рассматриваем на заседании ППк, знакомим родителей (законных представителей), которые обязательно присутствуют на заседании. Заранее составляется график, согласовав время с родителями (законным представителями). Родителей знакомят с индивидуальным учебным планом ребенка, с расписанием занятий, при желании, родители могут присутствовать на занятии специалистов.
Инструментом реализации АОП ДО являются индивидуальные образовательные маршруты, которые включены в АОП ДО. Индивидуальные образовательные маршруты разрабатывает каждый педагог, сопровождающий ребенка, в том числе и воспитатель. В маршрут включены задачи (по образовательным областям - у воспитателей, по направлениям - у специалистов), содержание работы (игры и упражнения), сроки реализации, отметка о результатах.
Следующий шаг - профессиональная коррекция нарушений.
Профессиональную коррекцию нарушений в развитии ребенка с ОВЗ узкие специалисты проводят в соответствии с содержанием п. 3.4 АОП ДО, учебным планом и расписанием занятий.
В работе с детьми с ОВЗ проводятся систематические индивидуальные и подгрупповые занятия:
- учителем-логопедом - по профессиональной коррекции всех компонентов речи;
- педагогом–психологом – по развитию познавательных процессов, зрительно-пространственного восприятия, регуляторной и эмоционально-личностной сфер, расширению зоны ближайшего развития, коммуникативных навыков;
- учителем-дефектологом:
- олигофренопедагогом (при работе с детьми с задержкой психического развития (ЗПР), с расстройством аутистического спектра (РАС), с нарушением опорно-ддвигательного аппарата (НОДА)) – сенсорное и сенсомоторное развитие, формирование пространственно-временных представлений, формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях, готовность к восприятию учебного материала, обогащение словаря, развитие связной речи; сурдопедагогом: развитие и коррекция слухо-зрительного и слухового восприятия, обучение глобальному чтению, дактильному и аналитико-синтетическому способах чтения; тифлопедагогом – формирование, развитие пространственной ориентировки, развитие осязания, мелкой моторики и сенсо-моторной координации;
- инстуктором по физической культуре - адаптивная физическая культура.
Вся коррекционно-развивающая деятельность проводится в тесном сотрудничестве специалистов с воспитателями. Каждый специалист заводит тетрадь взаимодействия, в которой ежедневно или еженедельно фиксирует игры и упражнения коррекционно-развивающего характера, которые необходимо закрепить с ребенком.
В чем состоит работа воспитателя?
Воспитатели в соответствии с ИОМом проводят с ребенком с ОВЗ индивидуальную и подгрупповую работу по отработке задач той образовательной области, в которой ребенок испытывает трудности.
Задачи образовательных областей, которые ребенок усваивает наравне с физиологически сохранными сверстниками, воспитатель отрабатывает фронтально. Это занятия по изобразительной (лепка, аппликация, рисование) и конструктивно-модельной деятельности. Но если ребенок испытывает трудности в усвоении необходимых умений и навыков на данных занятиях, то воспитатель закрепляет их в индивидуальной работе.
Также фронтально проводятся занятия по музыкальной деятельности и по физической культуре (если не рекомендована адаптивная физкультура).
Одной из важнейших задач в работе воспитателя является успешная социализация детей с ОВЗ в среде сверстников. Этому воспитатели уделяют особое внимание. Ежедневно создают для детей с ОВЗ ситуацию успешности.
Применяя социо-игровую технологию, педагоги создают условия для работы детей в малых группах, умению договариваться, помогать и поддерживать друг друга, постоянно сменяют состав команд, ставят в позицию лидера ребенка с ОВЗ, повышая статус его успешности в глазах сверстников.
Включают детей с ОВЗ в совместные сюжетно – ролевые или режиссерские игры, в совместное экспериментирование, в создание детских проектов, в театрализованную деятельность, в конструктивно-модельную деятельность, в подвижные игры, игры-эстафеты, спортивные праздники, в квест-игры и другие формы работы с детьми.
Воспитатели, внедряя технологию «Детский совет», со всеми детьми, включая детей с ЗПР, НОДА, слабослышащих детей, проводят Метод 3-х вопросов, на групповом сборе учат детей приветствовать друг друга, делиться новостями, совместно планировать деятельность в центрах активности, а на вечернем сборе – помогают подводить итоги дня, анализировать свою деятельность.
Музыкальные руководители на утренниках и праздниках дают детям с ОВЗ роли, с которыми ребенок в состоянии справится, что повышает его успешность в глазах сверстников и их родителей.
Все педагоги в своей деятельности придерживаются принципа построения и развития партнерских отношений всех субъектов образовательного процесса.
Важно, что все педагоги придерживаются в работе с детьми комплексно-тематического принципа, поэтому коррекционно-развивающую работу планируют в соответствии с единой темой недели, подбирают содержание занятий, дидактические и раздаточные материалы, при этом каждый решает свои коррекционные задачи в соответствии с АОП ДО.
Какая роль отводится родителям детей с ОВЗ?
Огромная работа проводится воспитателями комбинированных групп с родителями не только детей с ОВЗ, но и родителями детей с нормальным развитием для повышения их компетентности в вопросах инклюзивного образования и повышения их уровня толерантности. Педагоги проводят родительские собрания в интерактивных формах: семинарах-практикумах, мастер-классах, деловых игр, играх-путешествиях, тренингах, организуют чаепития.
Родители детей с ОВЗ активно включаются в образовательную деятельность: участвуют совместно с ребенком в коррекционно-развивающих занятиях, в режимных моментах, в театрализованных постановках, акциях, конкурсах, в пополнении развивающей предметно-пространственной среды. Выполняя домашние задания, которые дают им специалисты и воспитатели, родители отрабатывают с ребенком те умения и навыки, которые необходимо закрепить, таким образом мы действуем в единой линии развития ребенка, приближаясь к планируемым результатам Программы.
Третье обязательное условие - это создание развивающей предметно-пространственной среды
В соответствии с нозологией ребенка в группе для него создается специальная развивающая предметно-пространственная среда. Для слабослышащего ребенка – каждый центр и его содержание, а также кабинка, обувница, стол, стул ребенка подписаны, т.к. в работе с ним применяется технология глобального чтения. Воспитатели используют акустические трубки Solo XL и DUET, радиомикрофон "Сонет-РСМ" РМ- 1-1.
Для ребенка с НОДА воспитатели создают следовые дорожки, дорожки здоровья, используют су-джок мячи и кольца, специальные столы и опоры для сидения.
В работе с детьми с РАС, ЗПР – педагоги применяют технологии аква-анимации и песочной терапии.
Еще одно обязательное условие - это создание материально-технического обеспечения.
Это создание безбарьерной доступной среды, приобретение необходимых средств обучения, в том числе технических, специализированной мебели и учебно-методических пособий. Более подробно о том, что у нас создано, Вы можете на нашем сайте в разделе "Доступная среда".
Как отслеживается динамика развития ребенка с ОВЗ?
В середине учебного года на заседании ППк освещаются промежуточные результаты освоения детьми с ОВЗ АОП ДО с приглашением родителей воспитанников (законных представителей), при необходимости вносятся коррективы в АОП ДО. В конце учебного года на заседание ППк с участием родителей воспитанников освещаются результаты освоения детьми Программы, определяется динамика в развитии детей с ОВЗ и содержание дальнейшего психолого-педагогического сопровождения ребенка.
Каких результатов мы достигли в рамках реализации практики инклюзивного образования?
Сегодня мы можем говорить, пусть о небольших, но важных результатах реализации инклюзивного образования в нашем детском саду. Условно мы их разделили на 2 группы: результаты-эффекты (качественные изменения) и результаты - продукты (материальные объекты):
результаты - эффекты:
у воспитанников с ОВЗ:
- положительная динамика в коррекции и развитии детей с ОВЗ составляет 64%;
- у 70% детей с ОВЗ наблюдается уменьшение трудностей в организации целенаправленного поведения, формирование первичных учебных навыков, необходимых для обучения в школе;
- у детей с РАС появилась потребность в общении, первичные навыки контакта и продуктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, они начали включаться в знакомые игры со сверстниками, способны вести диалог на бытовом уровне, улучшилась ориентация в окружающем мире;
- дети с ЗПР с легкостью вступают в контакт со сверстниками, сформированы представления об окружающем, частично владеют обобщающими понятиями, классифицируют и устанавливают причинно-следственные связи, появляется способность к волевому усилию, дети умеют работать по плану;
- дети с НОДА с легкостью вступают в контакт со сверстниками, пользуются эмоциональной и физической поддержкой со стороны сверстников, у детей наблюдаются улучшение сенсорного восприятия: зрительного, слухового и двигательно-кинестетического) и крупной моторике (дети начали самостоятельно передвигаться с опорой на поручни, дети стали более уверенными в себе, гордиться своими достижениями, у ребенка с НОДА на этапе завершения дошкольного детства наблюдается мотивация к учебной деятельности;
- у слабослышащего ребенка появилась отраженная речь, способность концентрировать внимание, выполнять упражнения на развитие мыслительных процессов, но пока только в форме игры, способна удерживать однократную инструкцию, хорошо развита мелкая моторика, наблюдается интерес к кореционно-развивающим занятиям и к изобразительной деятельности, достаточно легко вступает в контакт со сверстниками и со взрослыми, в общении стремиться к согласованным действиям;
- слепой ребенок уже группирует однородные предметы по одному из сенсорных признаков, проявляет активность в познании окружающего мира, имеет представления о себе и ближнем окружении, способна описывать предметы и их свойства с помощью тактильных прикосновений.
- 83% выпускников ДОУ (5 детей из 6) успешно адаптировались к условиям школы.
у воспитанников группы комбинированной направленности:
- дети легко вступают в контакт с детьми с ОВЗ, не замечают особенностей в развитии, принимают их в совместную деятельность;
- оказывают им посильную помощь в одевании, раздевании, на занятиях, в самообслуживании;
- заступаются и защищают "особых" детей в конфликтной ситуации.
у педагогов, работающих с детьми с ОВЗ:
- у 100 % педагогов сформирована готовность работать с детьми с ОВЗ, готовность принимать ребенка таким, какой он есть, и оказывать ему профессиональную помощь;
- 100% педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, прошли курсы повышения квалификации и профессиональную переподготовку по профилю;
- у 92% педагогов посредством профессионального самосовершенствования и самообразования применяют эффективные формы, методы и приемы работы с детьми с ОВЗ;
- 94% педагогов владеют навыками разработки АОП ДО и индивидуальных образовательных маршрутов.
- 89% педагогов владеют навыками комплексного сопровождения детей в системе иклюзивного образования.
у родителей (законных представителей) воспитанников с ОВЗ:
- 100% родителей получают квалифицированную консультационную, психологическую и практическую помощь по воспитанию, развитию и оказанию профессиональной коррекции нарушений у ребенка;
- 82% родителей приобрели основы психолого-педагогических знаний по воспитанию ребенка с ОВЗ;
- 94% родителей принимают и признают проблемы ребенка и готовы включаться в образовательную деятельность по реализации АОП ДО;
- 87% принимают участие в реализации АОП ДО ребенка;
- у 77% родителей наблюдается адекватность установок в отношении перспектив ребенка.
у родителей ( законных представителей) воспитанников с возрастной нормой:
- 89% родителей считают инклюзивное образование нормальным явлением, 78% готовы включить своего ребенка в систему инклюзивного образования;
- у 81% родителей воспитанников появилось толерантное отношение к «особым» детям, внимательное отношение к их проблемам
- 93% активно участвуют в совместных мероприятиях;
- снизилось количество возникающих конфликтных или спорных ситуаций в сравнении с показателями начального этапа внедрения инклюзивного образования на 58%.
результаты-продукты:
- создана нормативно-правовая база реализации инклюзивного образования в ДОУ;
- функционируют комбинированные группы в соответствии с действующим законодательством;
- разработан алгоритм сопровождения детей с ОВЗ;
- в ДОУ функционируют служба психолого-педагогического сопровождения и психолого-педагогический консилиум;
- создана комфортная развивающая образовательная среда для обеспечения образования, социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья
- разработаны 13 Адаптированных образовательных программ дошкольного образования для детей с ОВЗ по различным нозологиям, согласованных с родителями (законными представителями);
- разработан диагностический инструментарий;
- оформлен и систематизирован раздаточный и учебно-методический материал;
- разработаны формы заявлений, приказов, журналов, протоколов, коллегиальных заключений, представлений, ИОМов;
- создана необходимая доступная среда как одно из условий реализации АОП ДО в соответствии с нозологической группой.
Пока мы работаем в такой последовательности и имеем положительную динамику внедрения инклюзивного образования, но у нас есть цели, к которым мы стремимся, есть конкретные планы их реализации.
На практике мы убедились, что посещение детьми с ОВЗ дошкольного образовательного учреждения дает им возможность успешной социализации среди сверстников и полноценного проживания периода дошкольного детства.