Работа с семьями риска
Создание условий в ДОУ направленных на профилактику семейного неблагополучия, восстановление благоприятной для воспитания ребенка семейной среды
«Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей –
это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери»
В.А.Сухомлинский
Семья – одна из важнейших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Именно семья является для ребенка первым и наиболее значимым проводником социального влияния, примером для подражания, поддержкой и опорой, оказывая влияние на формирование привычек, черт характера.
За последние 20 лет роль семьи в формировании ребенка резко снизилась. Семейное неблагополучие в России является одной из серьезных проблем, которую испытывает современная семья. Дети, живущие в этих семьях усваивают негативную модель семейных отношений, деструктивные жизненные установки родителей и в дальнейшем воспроизводят их в собственных семьях. Проблемы, связанные с неблагополучной семьей порождают девиации в поведении молодого поколения. Важнейший аспект семейного неблагополучия составляет насилие и проявление жестокости в семье.
Все эти причины не могут оставаться без особого внимания со стороны государства. Сложившаяся ранее система социальной поддержки неблагополучной семьи нередко ограничивается только оказанием материальной помощи или временным помещением ребенка в реабилитационное учреждение.
В настоящее время в практике нашего учреждения, имеется ряд технологий по предупреждению социального неблагополучия.
По данным мониторинга Красноярского края 2021-22 года специалистами краевых учреждений выявлены 2 682 семьи с признаками неблагополучия, в том числе 380 - в ходе выездов мобильных социальных бригад.
Проблема социальной ситуации в г. Дудинка Красноярского края характеризуется наличием большого количества неблагополучных, кризисных семей, в которых родители не исполняют должным образом своих обязанностей по содержанию и воспитанию детей.
Исходя из данных, в нашем детском саду ТМБ ДОУ " Центре развития ребенка- детский сад "Белоснежка" организована работа с семьями «группы риска» и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Педагогическая служба учреждения работала систему организации работы по оказанию практической помощи неблагополучным семьям через вовлечение их в различные формы взаимодействия, для этого перед педагогическим коллективом поставлены задачи:
- выявлять семьи, попавшие в трудную жизненную ситуацию на ранних стадиях социального неблагополучия;
- привлекать неблагополучные семьи к участию в деятельности ДОУ;
- повышать педагогическую культуру семей;
- формировать культуру здорового образа жизни семей
- разработать индивидуальные планы работы с данными семьями;
Мероприятия для повышения социальной активности
Для повышения социальной активности, заинтересованности семей в своем благополучии, организован цикл различных мероприятий:Составлены социальные паспорта, анкетирование родителей, ежемесячно воспитатели групп, готовят информационные справки о результатах проделанной работы с семьей воспитанника, организовано посещение семей на дому.
Педагогами - психологами разработаны:
Работа с родителями
Конференция
В преддверие конференции у родителей появляется возможность сформулировать свои возникшие вопросы и предать их в пресс-центр, поступившие вопросы, предложения члены пресс-центра сортируют по блокам. В ходе конференции работает «Открытый микрофон» - любой родитель может задать свой вопрос или высказаться во время обсуждения заданных вопросов. На конференции присутствуют родители -представители всех групп детского сада. На поступившие и заданные вопросы, в ходе заседания отвечают помимо администрации и специалистов учреждения, присутствующие медицинский работник и представители Управления образования Администрации.
Публичный отчет
На данное мероприятие приглашаются по 3 родителя от каждой возрастной группы. Перед родителями отчитались о наиболее значимых мероприятиях, ремонтах, приобретениях за год заведующий, заместители заведующего по ВМР и АХЧ, старшие воспитатели. Между отчетами членов администрации воспитанники детского сада выступают с творческими номерами, подготовленные учителями - логопедами, музыкальными руководителями, инструкторами по физической культуре. В конце мероприятия наиболее активным родителям вручаются Благодарственные письма за активное участие в жизнедеятельности детского сада.
Родительские собрания
Мероприятия проводятся на возрастных параллелях. собрание посещают представители всех возвратных групп. На собрании заведующий информирует родителей о изменениях в сфере образования и питании детей, правилах внутреннего распорядка. Заместитель заведующего по ВМР, старшие воспитатели и специалисты учреждения знакомят родителей с образовательными задачами каждой возрастной группы на предстоящий учебный год. Заместитель заведующего по АХР рассказывает о мерах безопасности пребывания детей в детском саду. На собраниях присутствуют представители ПДН, которые напомнили родителям об ответственности семьи в вопросах воспитании детей, учителя средней школы делают обзор работы Школы первоклассника.
Сеанс одновременной встречи
В течение недели организуются встречи родителей воспитанников со специалистами и администрацией учреждения. Присутствуя на встречи, каждый родитель может посетить любого специалиста или члена административного состава и во время индивидуальной беседы получить информацию о развитии своего ребенка, его успехах и решении проблемных ситуаций, высказать предложения по улучшению качества работы учреждения.
Школа заботливых родителей
Одна из главных задач психолого-педагогического сопровождения детей в дошкольном возрасте - это обеспечение готовности ребенка к школе.
В центре работы по целенаправленной подготовке детей к школьному обучению находиться и детский сад, и семья, как две основные социальные структуры. И поэтому, организуя сотрудничество с семьёй по воспитанию и развитию ребёнка, особое внимание педагоги-психологи нашего детского сада уделяет постоянному совершенствованию форм и методов работы с родителями.
В нашем детском саду подготовку к школе проходят не только дети, но и их родители. Для этого функционирует Школа заботливых родителей. В ходе школы родители вместе с детьми готовятся к главному этапу жизни ребенка подготовительной группы - переходу в школу. Поэтому объединяются усилия педагогов и родителей, заинтересованных в успешном и гармоничном развитии и воспитании детей.
Школа заботливых родителей создана для вооружения родителей необходимыми педагогическими и психологическими знаниями, основами педагогической и духовной культуры, знакомства с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста детей и запросов родителей. Структура работы предусматривает ежемесячные встречи педагогов - психологов с семьями воспитанников-участников школы в течении учебного года. Участниками могут быть все желающие, на занятиях используются разные формы взаимодействия с семьями воспитанников.
Информационно-просветительская работа
Пропаганда педагогических знаний ведется через систему информационной агитации. С целью активизации и обогащения воспитательных умений у родителей, освещения жизни их детей в детском саду создаются видеопрезентации для родителей и гостей ДОУ демонстрируются на плазме при входе в учреждения, на YuoTube, Telegram каналах и в социальном сообществе VK. Родители могут просмотреть новости, утренники, развлечения, интересные проекты, проходившие в дошкольном учреждении. Данная форма позволяет демонстрировать значимые и наиболее интересные мероприятия, знакомить родителей с важной информацией, поздравлять с праздниками.