Работа с семьями риска

Создание условий в ДОУ направленных на профилактику семейного неблагополучия, восстановление благоприятной для воспитания ребенка семейной среды

«Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей –

это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери»

В.А.Сухомлинский

Семья – одна из важнейших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Именно семья является для ребенка первым и наиболее значимым проводником социального влияния, примером для подражания, поддержкой и опорой, оказывая влияние на формирование привычек, черт характера.

За последние 20 лет роль семьи в формировании ребенка резко снизилась. Семейное неблагополучие в России является одной из серьезных проблем, которую испытывает современная семья. Дети, живущие в этих семьях усваивают негативную модель семейных отношений, деструктивные жизненные установки родителей и в дальнейшем воспроизводят их в собственных семьях. Проблемы, связанные с неблагополучной семьей порождают девиации в поведении молодого поколения. Важнейший аспект семейного неблагополучия составляет насилие и проявление жестокости в семье.

Все эти причины не могут оставаться без особого внимания со стороны государства. Сложившаяся ранее система социальной поддержки неблагополучной семьи нередко ограничивается только оказанием материальной помощи или временным помещением ребенка в реабилитационное учреждение.

В настоящее время в практике нашего учреждения, имеется ряд технологий по предупреждению социального неблагополучия.  

По данным мониторинга Красноярского края 2021-22 года специалистами краевых учреждений выявлены 2 682 семьи с признаками неблагополучия, в том числе 380 - в ходе выездов мобильных социальных бригад.

Проблема социальной ситуации в г. Дудинка Красноярского края характеризуется наличием большого количества неблагополучных, кризисных семей, в которых родители не исполняют должным образом своих обязанностей по содержанию и воспитанию детей.

Исходя из данных, в нашем детском саду ТМБ ДОУ " Центре развития ребенка- детский сад "Белоснежка"  организована работа с семьями «группы риска» и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Педагогическая служба учреждения работала систему организации работы по оказанию практической помощи  неблагополучным семьям через вовлечение их в различные формы взаимодействия, для этого перед педагогическим коллективом поставлены задачи: 

  • выявлять семьи, попавшие в трудную жизненную ситуацию на ранних стадиях социального неблагополучия;
  • привлекать неблагополучные семьи к участию в деятельности ДОУ;
  • повышать педагогическую культуру семей;
  • формировать культуру здорового образа жизни семей
  • разработать индивидуальные планы работы с данными семьями;

Мероприятия для повышения социальной активности

Для повышения социальной активности, заинтересованности семей в своем благополучии,  организован цикл различных мероприятий:

Составлены социальные паспорта,  анкетирование родителей, ежемесячно воспитатели групп, готовят информационные справки о результатах проделанной работы с семьей воспитанника, организовано посещение семей на дому.

Педагогами - психологами разработаны:

Ежегодно разрабатываются перспективные планы работы с неблагополучными семьями, включающие в себя ряд мероприятий, направленных на продуктивное взаимодействие между ДОУ и семьями, а также на повышение педагогической культуры родителей:

По итогам работы составляются ежемесячный и итоговый  отчет по работе с семьей  и отправляются ответственному координатору.

Для наиболее эффективной работы с родителями проводятся общие и групповые родительские собрания, сеансы одновременных встреч - это формы обратной связи между администрацией детского сада, воспитателями, специалистами и родителями, возможности озвучить актуальную информацию, обсудить важные моменты воспитания, поговорить об особенностях детского развития.

Работа с родителями

Конференция 

В преддверие конференции у родителей появляется возможность сформулировать свои возникшие вопросы и предать их в пресс-центр, поступившие вопросы, предложения члены пресс-центра сортируют по блокам. В ходе конференции работает «Открытый микрофон» - любой родитель может задать свой вопрос или высказаться во время обсуждения заданных вопросов. На конференции присутствуют родители -представители всех групп детского сада. На поступившие и заданные вопросы, в ходе заседания  отвечают помимо администрации и специалистов учреждения, присутствующие медицинский работник и представители Управления образования Администрации.

Публичный отчет

На данное мероприятие  приглашаются по 3 родителя от каждой возрастной группы. Перед родителями отчитались о наиболее значимых мероприятиях, ремонтах, приобретениях за год заведующий, заместители заведующего по ВМР и АХЧ, старшие воспитатели. Между отчетами членов администрации воспитанники детского сада выступают с творческими номерами, подготовленные учителями - логопедами, музыкальными руководителями, инструкторами по физической культуре. В конце мероприятия наиболее активным родителям вручаются Благодарственные письма за активное участие в жизнедеятельности детского сада.

Родительские собрания

Мероприятия проводятся на возрастных параллелях. собрание посещают представители всех возвратных групп. На собрании заведующий информирует родителей о изменениях в сфере образования и питании детей, правилах внутреннего распорядка. Заместитель заведующего по ВМР, старшие воспитатели и специалисты учреждения знакомят родителей с образовательными задачами каждой возрастной группы на предстоящий учебный год. Заместитель заведующего по АХР рассказывает о мерах безопасности пребывания детей в детском саду. На собраниях присутствуют представители ПДН, которые напомнили родителям об ответственности семьи в вопросах воспитании детей, учителя средней школы делают обзор работы Школы первоклассника.

Сеанс одновременной встречи

В течение недели организуются встречи родителей воспитанников со специалистами и администрацией учреждения. Присутствуя на встречи, каждый родитель может посетить любого специалиста или члена административного состава и во время индивидуальной беседы получить информацию о развитии своего ребенка, его успехах и решении проблемных ситуаций, высказать предложения по улучшению качества работы учреждения.

Школа заботливых родителей

Одна из главных задач психолого-педагогического сопровождения детей в дошкольном возрасте - это обеспечение готовности ребенка к школе.

В центре работы по целенаправленной подготовке детей к школьному обучению  находиться и детский сад, и семья, как две основные социальные структуры. И поэтому, организуя сотрудничество с семьёй по воспитанию и развитию ребёнка, особое внимание педагоги-психологи нашего детского сада уделяет постоянному совершенствованию форм и методов работы с родителями.

В нашем детском саду подготовку к школе проходят не только дети, но и их родители. Для этого функционирует Школа заботливых родителей. В ходе школы родители вместе с детьми готовятся к главному этапу жизни ребенка подготовительной группы - переходу в школу. Поэтому объединяются усилия педагогов и родителей, заинтересованных в успешном и гармоничном развитии и воспитании детей.

Школа заботливых родителей создана для вооружения родителей необходимыми педагогическими и психологическими знаниями, основами педагогической и духовной культуры, знакомства с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста детей и запросов родителей. Структура работы предусматривает ежемесячные встречи педагогов - психологов с семьями воспитанников-участников школы  в течении учебного года. Участниками могут быть все желающие, на занятиях используются разные формы взаимодействия с семьями воспитанников.

Информационно-просветительская  работа

Пропаганда педагогических знаний ведется через систему информационной агитации. С целью активизации и обогащения воспитательных умений у родителей, освещения жизни их детей в детском саду создаются видеопрезентации для родителей и гостей ДОУ демонстрируются на плазме при входе в учреждения, на YuoTube, Telegram каналах и в социальном сообществе VK. Родители могут просмотреть новости, утренники, развлечения, интересные проекты, проходившие в дошкольном учреждении. Данная форма позволяет демонстрировать значимые и наиболее интересные мероприятия, знакомить родителей с важной информацией, поздравлять с праздниками.

Документы

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie